“Асфальтный каток” реабилитации зависимых

“Асфальтный каток” реабилитации зависимых

Все чаще встречаю людей, для которых лечение зависимости стало настоящим кошмаром. В поиске реабилитационного центра люди сталкиваются с откровенными фальшивыми, деструктивными, неэффективными организациями, реклама которых изначально выглядит очень красиво и вполне достойно. В связи с чем назрели мысли о самых распространенных ошибках в “реабилитационном пространстве”, из-за которых благородный процесс помощи зависимым людям, превращается в “асфальтный каток”, угнетающий, разрушающий и подавляющий и без того неблагополучную личность. Я уже не говорю о том, что страдает и вся репутация реабилитационного сообщества, подрывается вера людей в эффективное лечение, что как следствие влечет за собой шквал критики , недоверия и откровенного шоу вещающегося  с экранов телевизоров.

Итак, давайте по порядку:

Китайская реабилитация

В погоне за прибылью в реабилитационный центр набивают по 40, 50, 60 и более человек, которые вынуждены находиться просто в нечеловеческих условиях проживания. Мало того, что площади центра не предназначены для проживания такого количества людей ( а если и предназначены, это все равно не допустимо), но и еще небольшое количество специалистов (если таковые вообще имеются), не могут охватить такую ораву людей своим вниманием. Отсюда руководителям центра и персоналу приходится применять физическое и психологическое насилие, использовать недозволенные методы наказания, для того, что бы хоть как то контролировать процессы происходящие внутри и управлять таким количеством пациентов с “аддиктивным” поведением. По сути вся работа в таких центрах сводится к удержанию людей на территории любыми способами.

Естественно ни о какой комплексной реабилитации основанной на уважении к личности и соблюдения психологических границ личности, здесь речь не идет. Такой процесс разрушительно сказывается на людях, подавляет их, озлобляет и подрывает веру в лечение.

Единовременно в реабилитации может находиться не более 30 человек и то при условии, что ежедневно работают не менее 8 специалистов, а самая оптимальная группа 20-25 пациентов. Именно при таком количестве можно успешно наблюдать, охватывать вниманием, помогать преодолевать кризисы, оказывать психологическую помощь и поддержку каждому клиенту проходящему лечение. И не верьте в басни, что мол в нашем центре очень крутые программы и специалисты, это всего лишь способ убедить Вас в том, что не является правдой.

Затягивание сроков лечения

Сколько ты был в реабилитации? – спрашиваю я у одного из своих клиентов

15 месяцев. – отвечает тот

Что ты там делал так долго? – а он и объяснить толком не может

Реабилитационный процесс, не может длиться так долго. Опять же в погоне за прибылью, в реабилитационных центрах искусственно затягивают время нахождения в учреждении, под разными предлогами, приводя глупые аргументы, что он еще не готов, запугивая родственников срывом или еще чем то. Во многих центрах даже сформировался такой профессиональный термин “продление” и профессионализм специалиста оценивается по его способности убеждать родственников оплатить еще месяц, так как клиент еще не выздоровел.

Никакой специалист не может оценить готовность или неготовность клиента к выписке. Результативность реабилитации может показать только выход за ее пределы, в социальную жизнь. Более того после 8 месяцев, у клиента, как правило, начинается регресс и деградация, от долгого отсутствия контактов с социальной жизнью. Люди становятся зомбированными, напичканные различными психологическими знаниями и техниками, и не имеющие возможности попробовать свои силы в социальной жизни, направить усилия на адаптацию в жизни.

Запомните, конечной целью процесса лечения, является возвращение в жизнь полноценного, здорового физически, психически, адекватного, способного выполнять свои ежедневные обязанности, трудиться на благо общества, семьи и себя самого человека. И достигнуть этой цели в условиях изоляции от общества просто невозможно. Стационарная реабилитация это всего лишь этап, который должен иметь свои разумные временные рамки.

Еще хочу сказать, что программа реабилитации должна иметь свое сенсорно очевидное содержание. То есть должно быть понятно из чего она состоит, из каких заданий, сколько их, какие лекции, какие тренинги, какие этапы включает, какие диагностические методы используются, сколько времени отводится на каждый этап, какая работа проводится если клиент в силу своих способностей или внутреннего сопротивления не укладывается во временные рамки и т.д. И оценка готовности пациента к выписке оценивается, как раз по мере выполнения содержания программы, и уж точно не на глаз и не по субъективному мнению какого то «специалиста».

Комплексная реабилитация состоит из этапов:

  • Детоксикация или очистка организма – от 3 до 10 дней
  • Адаптация или подготовка к реабилитации (включает в себя сбор информации, тестирования, диагностика) – от 2 недель до 1 месяца
  • Стационарная реабилитация – от 4 до 6 месяцев, в редких случаях 7-8 (в свою очередь внутри этот процесс тоже делиться на этапы).
  • Социальная адаптация или амбулаторная программа поддержки клиента после выписки из реабилитационного центра – от 3 до 4 месяцев
  • Дальнейшее сопровождение на усмотрение самого клиента, сколько он считает нужным поддерживать регулярный контакт со специалистами или может быть это ему не нужно.

Все эти этапы следуют один за другим и именно в таком порядке, и все это вместе называется “комплексная реабилитация”, то есть прохождение по всем этапам может занять год, но человек не должен задерживаться на одном этапе по 15 месяцев.

Кадровая политика

Отсутствие профессиональных навыков у персонала центра, наиболее часто встречаемое явление. Ни для кого не секрет, что в основном в сфере реабилитации работаю люди, имеющие в прошлом проблемы с зависимостью и опыт преодоления зависимости. С одной стороны это очень хорошо, так как они понимают проблему изнутри, а не просто изучали ее по учебникам, кроме этого зачастую являются “идейными”, то есть любят свою работу и способны к самоотдаче.

Но есть и другая сторона. К работе зачастую допускаются люди, совершенно не подготовленные, сами совсем недавно вошедшие в ремиссию, которую и устойчивой то назвать еще нельзя, не прошедшие полноценного лечения, не имеющие активной жизненной позиции, не образованные (часто не имеющие даже полного среднего образования), не владеющие даже основами консультирования, я уже не говорю о знания организации “терапевтического пространства”, не понимающие структуру личности и какие подходы можно использовать для гармоничного развития этой самой личности.

Последствия такой безалаберной кадровой политики, бывают очень плачевны. Люди не владеющие навыками саморегуляции, не способные держать рабочее напряжение, сами эмоционально не протрезвевшие, «калечат» пациентов психологическим и эмоциональным насилием. Вместо того, что бы помочь клиенту вырасти, созреть, научиться самостоятельности, наоборот подчиняют и подавляют его.

Люди имеющие опыт преодоления зависимости безусловно должны работать в реабилитационном центре. С моей точки зрения из них получаются лучшие специалисты. Но только после прохождения личной терапии, получения образования, стажировки и обязательно под руководством более опытных, образованных и координирующих процессы руководителей. То есть по сути в каждом центре кроме программы реабилитации, должна быть и программа подготовки кадров включающая в себя, как получение общего образования, так и обучение авторским методикам, ценностям, культуре и этике внутри терапевтического сообщества.

Кроме этого специалисты работающие в реабилитационных центрах для зависимых людей, должны в обязательно порядке постоянно стремиться к повышению своего профессионального уровня, соблюдать режим работы и отдыха, проходить регулярную супервизию, и быть идейными вдохновителями для своих подопечных, примером на который можно и нужно равняться.

Медицинское сопровождение

Не оказание медицинской помощи. Обычно люди попавшие в реабилитационный центр имеют ряд проблем со здоровьем (зубы, печень, давление, желудок и т.д), то есть при вхождении в ремиссию обостряются все болячки. Естественно в реабилитационном центре нет профильных врачей, но есть договора с медицинскими учреждениями на оказание помощи. Перед руководителями встает дилемма, везти его в больницу откуда клиент может улизнуть или нажаловаться врачам на плохие условия проживания и давление со стороны персонала, либо сделать вид что ничего не происходит, а на клиента повесить ярлык “симулянта”. Опять же такие ситуации происходят только в “псевдо-реабилитациях”, и только из большого желания побольше заработать. Результатом такого отношения становятся ухудшение проблем со здоровьем, пациент злится, не может сфокусироваться на заданиях, так как все его мысли вертятся вокруг состояния здоровья, реабилитационные мероприятия проходят мимо. Иногда это заканчивается и более трагично.

В процессе реабилитации обязательно должна оказываться медицинская помощь. Дилемма заработок или здоровье, абсолютно противоречит этике профессионала и обесценивает помогающую профессию.

Тоталитарное управление

Эта проблема как правило вытекает из не профессионализма, отсутствия образования и не понимания механизмов воздействия на личность. Морковка сзади или кнут или принцип последствий, наиболее практикуемое явление. Персонал практически не берет во внимание желания и потребности пациента, следует жесткой схеме управления через подчинение. Ты должен делать это, иначе “А-та-та”. Манипулятивные техники воздействия на личность, запугивание, либо с нами? либо против нас. Такое управление продолжает осуществляться и после выписки, когда клиенту в приказном формате указываю как ему жить дальше. Я бы назвал это вопиющим безобразием.

Кто то скажет, а как по другому, ведь человека первое время необходимо ставить в определенные рамки, задавать вектор так сказать. Согласен. Конфронтация — это неотъемлемая часть реабилитации, только не нужно забывать, что это прежде всего инструмент помогающий клиенту осознать и пересмотреть свои взгляды на существующее положение дел, который ни коим образом не пересекает границы личности, а не способ заставить делать то, что ему делать не хочется.

Вместо того что бы “работать с сопротивлением” (беседы, консультации, поиск мотивов, мотивационное консультирование), во многих реабилитационных центрах персонал привык просто указывать клиенту, что он будет делать, тыкать носом в недостатки, ошибки, проблемы, а выявлением потребностей, мотивов, внутриличностных конфликтов никто особо не утруждается.

Последствия такой работы таковы, что реабилитация превращается в тоталитарное сообщество где сильный подчиняет слабого, где не работают принципы «равный-равному», и конечно этот процесс никак нельзя назвать восстановлением личности.

Однозначно в процессе лечения клиенту должны задаваться рамки дозволенного и не дозволенного, но делать это необходимо гуманными и профессиональными способами, путем переговоров, бесед, поиска компромиссов и т.д. Не нужно забывать, что любой человек часто бывает “амбивалентен” к любому изменению своей жизни, что уж говорить о зависимых людях, для которых внутрении противоречия естественны, и работать с этими состояниями можно и нужно, именно работать а не ломать и так уже сломанное. Только в этом случае можно рассчитывать на уважение, искренность и доверие со стороны клиента, что само по себе является ключевым фактором всего процесса реабилитации.

 

Зачем я написал эту статью?- спросите вы.

Она же все равно ничего не изменит, люди все равно будут работать именно так, как они привыкли и как умеют. Да, наверное это правда. Но мне захотелось, что бы те, кто работает в реабилитации, прочитав ее, задумались чем они занимаются, людям помогают или просто зарабатывают деньги.

Какова цена такой бездарной работы? Неужели весь процесс сводится к “продлению”, вкручиванию дополнительных услуг и личному обогащению?

Кроме этого люди которые уже отправили своих детей на лечение и сейчас сталкиваются с признаками которые я описал выше, должны понимать, что Вы сделали неправильный выбор и скорее всего ваш близкий находится в “псевдо реабилитации”, которая к терапевтическому сообществу никакого отношения не имеет. Скорее всего Вы хотели сэкономить, Вас привлекла неоправданно низкая цена, за которой всегда кроются подводные камни. Хотя конечно цена не всегда является гарантией качества.

Для тех кто еще находится в процессе выбора реабилитационного центра, скажу следующее. Сейчас в интернете огромное количество информации о том, как подобрать лечение, будьте внимательны к этой информации. Кроме этого не нужно верить каждой бумажке которую Вам показывают в подтверждении своей компетентности, не нужно верить красивым картинкам и многообещающим предложениям.

Будьте дотошными в подборе.

Приедьте лично, пообщайтесь, посмотрите, пообщайтесь с людьми которые проходили реабилитацию в этом центре, присмотритесь к человеческим качествам персонала центра. Ваши глаза и ваше сердце невозможно обмануть, просто слушайте себя и не торопитесь кидаться в первую попавшуюся организацию, выбирайте из нескольких учреждений. Узнайте, в чем заключается программа реабилитации, какое содержание она имеет, на какое время рассчитана, как осуществляется поддержка после лечения, какие методики диагностики используются, как оценивается состояние, кем, на основании чего принимается решение о завершении лечения и т.д

Это ВАЖНО!!! Потому что перелечивать всегда сложнее, да и временной и материальный ресурс тоже имеет огромное значение.

 

С уважением к вам Миронов Антон

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: